Памятка об ответственности - Сайт Школы № 11

Перейти к контенту

Главное меню:

Памятка об ответственности

Антикоррупционная деятельность

ПАМЯТКА
об ответственности за коррупционные правонарушения

Настоящая Памятка разработана в соответствии с требованиями пункта 4 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297, с учетом рекомендаций, изложенных в информации Минтруда России от 19.02.2013 г., в целях доведения до лиц, замещающих должности государственной гражданской службы положений законодательства Российской Федерации о мерах ответственности за коррупционные правонарушения.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность

В соответствии со статьей 3 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., вступившей в силу для Российской Федерации с 1 февраля 2007 г., Россия взяла на себя обязательство признать в качестве уголовного правонарушения не только получение и дачу взятки, но и обещание и предложение взятки, а также за просьбу о даче взятки и согласие ее принять. Подобные положения в российское уголовное законодательство пока не введены, но приняты ряд изменений, ужесточающих уголовную ответственность за коррупционные правонарушения.
Статьей    290    Уголовного    кодекса    Российской Федерации предусмотрена ответственность за получение должностным лицом лично или через посредника взятки:

в виде денег,
ценных бумаг,
иного имущества либо
в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера,
предоставления иных имущественных прав,

за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию),
за общее покровительство по службе (например, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности) или попустительство по службе (например, непринятие должностным  лицом  мер  за  упущения   или   нарушения  в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия).
Следует учитывать, что предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но в обычной жизни подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.
Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.
Мера ответственности за указанное преступление зависит, во-первых, от размера взятки:
До 25 тыс. руб. - штраф в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
Свыше 25 тыс. руб. (значительный размер взятки) - штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
Свыше 500 тыс. руб. (крупный размер взятки) - штраф в размере от семидесятикратной до девяносто кратной суммы взятки либо лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
Свыше I млн. руб. (особо крупный размер взятки) - штраф в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Кроме того, мера ответственности зависит от субъектного состава, иных отягчающих обстоятельств:
- взятка получена за совершение незаконных действий, то есть, за неправомерные   действия   (бездействие)   в   пользу   взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация документов, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности и т.п.) - наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки;
если преступление совершено лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления - наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки;
преступление совершено группой лиц по предварительному сговору (если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения, при этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц) или организованной группой (в данном случае в группу может входить только одно должностное лицо, а иные лица не являться должностными), с вымогательством взятки (требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его интересов) -штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.


Статьей    291     Уголовного    кодекса    Российской Федерации предусмотрена ответственность за дачу должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации взятки лично или через посредника в виде штрафа в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки. Размер и тяжесть наказания также зависят от размера взятки: Свыше 25 тыс. руб. (значительный размер взятки) - штраф в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки;
  Свыше 500 тыс. руб. (крупный размер взятки) - штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки;
Свыше 1 млн. руб. (особо крупный размер взятки) - штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Кроме того, мера ответственности зависит от субъектного состава, иных отягчающих обстоятельств:
дача взятки за совершение заведомо незаконных действий - штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишение свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки;
если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой - штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Дача взятки, а равно получение взятки должностным лицом, считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.
В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку или предмет коммерческого подкупа, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 Уголовного кодекса Российской Федерации или соответствующей частью статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки или подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки.
Статьей 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за посредничество во взяточничестве -
непосредственную   передачу   взятки   по   поручению   взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.
Наказание также определяется обстоятельствами совершения преступления:
взятка в значительном размере, то есть от 25 тыс. руб. до 500 тыс. руб. - штраф в размере от двадцати кратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки;
за совершение незаконных действий либо лицом с использованием своего служебного положения - штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки;


взятка в крупном размере (свыше 500 тыс. руб.), а равно, если осуществлено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой - штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки;
посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.), - штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Кроме того, признается преступлением обещание или предложение посредничества во взяточничестве и наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или штрафом в размере от 25 тыс. до 500 миллионов руб. с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.
Следует заметить, что, судя по указанной выше санкции, обещание взятки или предложение посредничества во взяточничестве законодательством признаются более опасными, нежели собственно посредничество.
Примечание. Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
Статьей    285    Уголовного    кодекса    Российской Федерации предусмотрена ответственность за злоупотребление должностными полномочиями вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства
в виде штрафа в размере до 800 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.
Под злоупотреблением должностными полномочиями вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.
В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, прием на работу лиц, которые фактически служебные обязанности не исполняют).
Ответственность по статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
Под корыстной заинтересованностью понимается стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу  других  лиц  (например,   незаконное  получение  льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).
Иная личная заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
Под существенным нарушением прав граждан или организаций следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.).
Отягчающим обстоятельством в статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации признается совершение указанных деяний:
-  лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
- повлекшие тяжкие последствия (например, в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.) -наказываются лишением свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
В качестве особых разновидностей преступления, предусмотренного статьей 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, злоупотребление должностными полномочиями, в статьях 285.1, 285.2 и 285.3 Уголовного кодекса Российской Федерации рассматриваются;
-  нецелевое расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным бюджетом, совершенное в крупном размере (свыше 1 500 тыс. руб.), - наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного 1 до 2 лет, либо принудительными работами на 1 до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на 1 до 3 лет или без такового, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
- нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере (свыше 1 500 тыс. руб.), - наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений, то есть умышленное внесение заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, -наказываются штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Отягчающими обстоятельствами в указанных преступлениях являются совершение деяний:

  а)  группой лиц по предварительному сговору;

б)  в особо крупном размере (7500 тыс. руб.) (в отношении нецелевого
расходования средств);
в) повлекших тяжкие последствия (в отношении внесения в единые государственные реестры заведомо ложных сведений).
Статьей 286 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,
в виде штрафа в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительных работ на срок до 4 лет, либо ареста на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишения свободы на срок до 4 лет.
Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Отягчающим обстоятельством в данной статье также признается совершение указанных деяний:

лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления - штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

а также, если они совершены:
а)  с применением насилия или с угрозой его применения;
б)  с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Статьей 287 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию,
в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет, либо принудительных работ на срок до 3 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев, либо лишения свободы на срок до 3 лет.
Статьей предусмотрена более высокая мера наказания, если те же деяния:
-  совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, - штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного 1 до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

-  если они:

а)  сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных
должностными лицами органов государственной власти;
б)  совершены группой лиц по предварительному сговору или
организованной группой;

в)  повлекли тяжкие последствия, -

наказываются принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 8 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Статьей    288    Уголовного    кодекса    Российской Федерации
предусмотрена ответственность за присвоение государственным служащим   или   служащим   органа   местного   самоуправления, не
являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций,
в виде штрафа в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательных работ на срок до 460 часов, либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо ареста на срок до 3 месяцев.
Статьей    289    Уголовного    кодекса    Российской Федерации предусмотрена ответственность за учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме,
в виде штрафа в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет со штрафом в размере до 800 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо в виде обязательных работ на срок до 480 часов, либо принудительных работ на срок до 2 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев, либо лишения свободы на срок до 2 лет.
Статьей    292     Уголовного    кодекса    Российской Федерации предусмотрена ответственность за служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности,
в виде штрафа в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо принудительных работ на срок до 2 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев, либо лишения свободы на срок до 2 лет.
Если эти деяния повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Статьей    293    Уголовного    кодекса    Российской Федерации предусмотрена ответственность за халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба (1500 тыс. руб.) или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,
в виде штрафа в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ареста на срок до 3 месяцев.
Если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, - наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Если это деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
В указанных выше статьях под должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности
Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Иные государственные служащие и муниципальные служащие, не
осуществляющие функции представителя власти, организационно-
распорядительные,  административно-хозяйственные функции,
должностными лицами не являются. На них распространяются только статьи
288 и 292 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Следует упомянуть также ответственность, предусмотренную статьей 204 Уголовного кодекса Российской Федерации за коммерческий подкуп,

которая в общем распространяется на должностных лиц в случае:

когда указанные лица, представляют интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в государственной собственности. В случае незаконного получения ими ценностей либо пользования услугами за совершение действия (бездействия) в интересах дающего при исполнении ими указанных выше обязанностей они подлежат ответственности по статье 204 Уголовного кодекса Российской Федерации;
когда должностное лицо участвует в дачи взятки лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (не в государственном органе или органе местного самоуправления).
Например, должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки.
Если же, должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, несет ответственность по части первой или второй статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник коммерческого подкупа.

Административная ответственность

Статьей 19.28 КоАП Российской Федерации устанавливается административная ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица
должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации

- денег,
-ценных бумаг,
-иного имущества,
-оказание ему услуг имущественного характера,
-предоставление имущественных прав

за совершение в интересах данного юридического лица действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.
в виде административного штрафа для юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 1 миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Гражданско-правовая ответственность

В соответствии со статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб. лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.


Ответственность за коррупционные правонарушения, предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Федеральным законом от 25 декабря 2008 годам № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы ее предупреждения и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
К коррупционным правонарушениям в данном случае относятся нарушения обязанностей, ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции, а именно, предусмотренные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

Обязанность предоставлять сведения о доходах (ст. 8).
Обязанность предоставлять сведения о расходах (ст. 8.1).

Обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9).
Обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ст. 11).
Обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов (ст. 12.3).
Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора (ст. 12).
Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности (ст. 12.1).
Иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения (ст. 12.5).
Несоблюдение указанных обязанностей, ограничений и запретов государственным гражданским служащим влечет применение ответственности, предусмотренной статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

замечание;
выговор;
предупреждение о неполном должностном соответствии.
увольнение в связи с утратой доверия в случае:

а)  непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или)
урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
б)  непредставления государственным гражданским служащим сведений
о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних
детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
в)  участия государственного гражданского служащего на платной основе
в деятельности органа управления коммерческой организацией, за
исключением случаев, установленных федеральным законом;
г)  осуществления гражданским служащим предпринимательской
деятельности;
д)     вхождения гражданского служащего в состав органов управления,
попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных
некоммерческих  неправительственных организаций  и действующих на
территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Ответственность за коррупционные правонарушения, предусмотренная Трудовым кодексом Российской Федерации

Ответственность за правонарушения коррупционного характера лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, установлена пунктом 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно данной норме:
непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является,
непредставление или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
если указанные действия влекут утрату доверия к работнику со стороны работодателя, являются основаниями для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
Анализ международного опыта показывает, что на сегодняшний день широкое распространение получил подход, в соответствии с которым меры уголовной ответственности применяются не только за получение и дачу взятки, но и за обещание и предложение взятки, а также за просьбу о даче взятки и согласие ее принять. Соответствующие положения закреплены в «антикоррупционных» конвенциях и национальном законодательстве ряда зарубежных стран.
В соответствии со статьей 3 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., вступившей в силу для Российской Федерации с 1 февраля 2007 г., Российская Федерация взяла на себя обязательство признать в качестве уголовного правонарушения прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение какими-лиоо из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещание такого преимущества, с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций. То есть, ввести уголовную ответственность за просьбу о даче взятки и общение ее принять.
В свете этих событий следует особо отметить, что поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемым для государственных и муниципальных служащих, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.
Для предупреждения подобных негативных последствий лицам, замещающим государственные гражданские должности, следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.


 
Назад к содержимому | Назад к главному меню